ПРИОР - добровольная ассоциация организаций и частных лиц, объединяющих свои усилия и ресурсы, осуществляющих взаимную информационную, технологическую, консультационную, финансовую, организационную и иную поддержку для достижения общих целей и решения общих задач.
Цель ПРИОР - динамичное и полноправное развитие России в условиях глобального информационного общества, формирование в России экономики, основанной на знаниях.
Деятельность ПРИОР направлена на содействие:
- Созданию экономического и правового режима, благодаря которому Россия смогла бы занять достойное место в ряду передовых стран мира за счет эффективного использования новейших технологий, своего интеллектуального потенциала, научных и культурных ресурсов;
- Формированию новой общественной культуры, предполагающей активное участие граждан в выработке и реализации наиболее важных решений, влияющих на жизнь общества;
- Сглаживанию социально-экономического неравенства благодаря расширению доступа населения к социально значимым источникам информации и услугам;
- Повышению качества жизни граждан за счет расширения производства и потребления более качественных продуктов и услуг, созданных на основе современных технологий.
Достижение обозначенных целей происходит за счет:
- Формирования равноправного партнерства основных сообществ развития для выработки и реализации национальной стратегии движения России к информационному обществу и соответствующих стратегий и программ на региональном и местном уровнях;
- Содействия развитию: нормативно-правовой базы информационного общества, инфраструктуры обработки и передачи информации, эффективной национальной инновационной системы, системы подготовки "работников знания", социально значимых информационных ресурсов и услуг;
- Продвижения и практической реализации концепций и технологий информационного общества, таких, как активное правление, электронное правительство, сетевое общество, электронное ведение бизнеса, дистанционное обучение, электронная библиотека др.;
- Интенсивного распространения инноваций, знания и практического опыта в сфере развития на международном, национальном, региональном и местном уровнях;
- Привлечения международных организаций, доноров и инвесторов к решению проблем развития России и ее регионов;
- Содействия взаимному усилению международных, национальных и местных инициатив за счет интенсивного распространения опыта и знаний в сфере развития.
Для достижения целей ПРИОР предусматривается решение следующих задач.
- Развитие национального и международного диалога по проблемам развития информационного общества и знание-ёмкой экономики через традиционные и электронные СМИ, онлайновые форумы, конференции, семинары и т.п.;
- Инициирование и реализация партнерских программ и проектов, направленных на развитие информационного общества и экономики знаний;
- Содействие самоорганизации сообществ развития, интеграции знаний и обмену практическим опытом в области развития;
- Организация общественной деятельности в области развития информационного общества;
- Создание единой методологической и терминологической базы в сфере развития информационного общества и знание-ёмкой экономики;
- Реализация проектов и мероприятий, направленных на вовлечение социально ущемленных групп населения в процесс использования знаний и информации для развития, включая создание точек публичного доступа с обеспечением базовой подготовки пользователей;
- Реализация системы мероприятий по повышению осведомленности различных социальных групп о преимуществах использования знаний и ИКТ в целях развития (проведение просветительских кампаний и реализация демонстрационных проектов);
- Организация консультационной деятельности в области развития через использование знаний и ИКТ для различных групп пользователей (руководителей и специалистов организаций, представителей малого и среднего бизнеса, граждан и др.);
- Стимулирование развития и использования российских информационных ресурсов, доступных через интернет;
- Аккумулирование и распространение экспертных знаний в области развития;
- Предоставление российским пользователям доступа к высококачественным решениям и ноу-хау в области развития;
- Помощь российским компаниям в выходе на рынки информационных товаров и услуг;
- Экспертиза и помощь российским компаниям в разработке эффективных бизнес-моделей с использованием ИКТ, организация экспериментальных производств для их отработки и внедрения;
- Предоставление концентрированной и скоординированной информации потенциальным инвесторам и благотворительным организациям, а также потенциальным соискателям грантов о соответствующих программах, проектах и инициативах в области развития.
Наряду с перечисленным, ПРИОР решает следующие системные задачи :
- Создание эффективной системы координации деятельности ПРИОР, обеспечивающей активное вовлечение участников со стороны всех основных сообществ развития;
- Обеспечение функционирования Российского портала развития как среды взаимодействия основных сообществ развития и инструмента интеграции экспертного знания в области развития;
- Организация системы проектного финансирования в гражданской сфере, включая привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для целевого финансирования проектов и мероприятий ПРИОР;
- Создание системы общественной поддержки ПРИОР.
Реализация комплекса целей и задач ПРИОР позволит существенным образом дополнить имеющиеся в стране инициативы, направленные на развитие информационного общества и экономики знаний, и обеспечить принципиально новые виды деятельности, востребованные обществом.
Под информационным обществом мы понимаем ступень в развитии современной цивилизации, характеризующуюся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
Понятие "развитие информационного общества" включает, с нашей точки зрения, следующее:
- Интенсификация использования информации и знаний в экономической и социальной сферах;
- Изменение соотношения секторов общественного производства в сторону роста роли третичного сектора в совокупной рабочей силе и в структуре ВНП;
- Переход к такому гуманистически направленному политически нейтральному социальному состоянию, при котором изменяется тип вовлекаемых ресурсов, расширяется влияние профессионалов, существенно модифицируются традиционные социальные структуры.
Существует много различных определений "экономики, основанной на знаниях", или "экономики знаний", или "знание-ёмкой экономики". Мы используем определение, предложенное одним из ведущих мировых специалистов в этой области - директором программ Отделения Knowledge Products and Outreach Всемирного банка Карлом Далманом: "Экономика, в которой инновационные процессы - производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний - превратилось в главную движущую силу социально-экономического развития".
Работник знания XXI века - это, в принципе, любой работник, действующий в сетевом, полностью интегрированном мире. Он не просто выполняет повторяющиеся операции, но формулирует и реализует свое понимание стоящей перед ним задачи. Это может проявляться в форме критического анализа данных, принятия решений (в том числе ключевых), инновационных действий или передачи своей интерпретации имеющихся данных другим людям. Он может пользоваться данными, выработанными интегрированными системами, осмысливать эти данные и применять их для пользы как конкретного предприятия, так и всего общества (Шон Лейк, директор по контенту и технологиям компании Global Trade Training, ЮАР).
Активное правление - это процесс, в ходе которого организации, предприятия и группы граждан формулируют свои интересы и потребности, реализуют свои права, обязанности и возможности, а также сглаживают возникающие противоречия. Это влечет за собой поиск способов, с помощью которых общества, основанные на знаниях, могут использовать более эффективные, прозрачные и активные формы правления на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях.
Электронное правительство - метафора, обозначающая взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием .
Сетевое общество - общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью информационно-коммуникационных сетей.
Электронное ведение бизнеса - ведение бизнеса с помощью электронного документооборота в . Включает наличие своего сайта в интернете, виртуального магазина, системы управления компанией, использование электронной рекламы, маркетинга, модели " или "".
Дистанционное обучение - новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных ИКТ, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.
Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (текст, графика, аудио, видео и т.д.) через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
|